Отнесение малых и средних предприятий к инновационным определяется использованием ими технологических инноваций в производстве. Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, способов производства (передачи) услуг.
Под продуктовыми инновациями понимаются разработки и внедрение в промышленных производствах технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых предприятием продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая способы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующих на предприятии продуктов, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
В соответствии с Федеральным законом 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» под инновациями понимают введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Приведенные определения говорят о возможности малых и средних инновационных предприятий (МСИП) создавать, приобретать и использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Поэтому обеспечение правовой охраны создаваемых технологий и продукции является одним из показателей инновационной деятельности данных предприятий.
Только наличие правовой охраны созданных РИД обеспечивает возможность их легального использования и введения в гражданский оборот. Наряду с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, необходима регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также охрана ноу-хау в режиме коммерческой тайны. Государственная регистрация обеспечивает возможность предоставления права на использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем на лицензионной основе, в том числе, в соответствии с требованиями законодательства, для государственных нужд. Режим коммерческой тайны для ноу-хау позволяет включать их в гражданский оборот точно так же, как любые другие объекты интеллектуальной собственности.
На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) существует раздел для малых и средних предприятий, в котором размещается информация, имеющая отношение непосредственно для данной категории хозяйствующих субъектов на разных языках, в том числе на русском (http://www.wipo.int/sme/ru/). В данном разделе представляют интерес практические бизнес ситуации и примеры, в частности проект IP Panorama, представляющий собой курс обучения по использованию и управлению интеллектуальной собственностью в стратегиях ведения бизнеса для малых предприятий (http://www.wipo.int/sme/en/multimedia/ippanorama_advanced_certificate_course.html).
Большое значение для МСИП имеет соблюдение всех необходимых процедур, связанных с правовой охраной РИД, а также обеспечение требуемого высокого технического уровня и конкурентоспособности разработок. В первую очередь это касается правовой охраны полученных РИД, в том числе при выборе процедуры патентования, принятию мер по правовой охране объектов в режиме коммерческой тайны, обеспечении прав на программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем.
Под РИД в научно-технической сфере, в отношении которых в соответствии с Кодексом возможна правовая охрана, понимаются следующие результаты:
-
объекты патентных прав, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и РИД в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам (ст. 1349 Кодекса);
-
объекты авторских прав, отвечающие требованиям, установленным к программам для ЭВМ и базам данных (ст.1259-1261 Кодекса);
-
секреты производства (ноу-хау), которыми признаются сведения любого характера (производственные, технические и другие), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 Кодекса);
-
топологии интегральных микросхем, которыми признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними (ст. 1448 Кодекса).
Правообладателями исключительных прав на созданные в МСИП РИД при соблюдении определённых законом условий могут являться:
-
автор (работник, выполняющий свои трудовые обязанности или конкретное задание работодателя);
-
работодатель (подрядчик, исполнитель работ по договору подряда или по договору на выполнение НИОКР);
-
заказчик работ по договору подряда или по договору на выполнение НИОКР, при выполнении которых получен охраноспособный РИД, и/или организация, финансирующая (полностью или частично) работы, при выполнении которых получен РИД;
-
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;
-
третьи лица, в том числе любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на РИД на законных основаниях, в том числе получившие исключительные права по договору отчуждения или в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) и при обращении взыскания на имущество.
Распределение прав на РИД, созданные по договору или государственному контракту, регулируется нормами Кодекса. Раздел VII Кодекса регламентирует распределение прав на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как РИД (интеллектуальная собственность). При этом распределение прав на результаты, созданные за счёт бюджетных средств, имеет дополнительные особенности по определению обладателя интеллектуальных прав.
Порядок и содержание действий по осуществлению правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности
Установление авторства и определение охраноспособности созданного результата интеллектуальной деятельности
В соответствии со статьей 1228 Кодекса, автором РИД признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право на этот РИД первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
РИД, создаваемые в МСИП научно-технической сферы, как правило, должны являться служебными, т.е. созданы при выполнении работником его трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, в том числе при выполнении работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-технологических и конструкторских работ. Служебными могут признаваться также РИД, полученные при осуществлении трудовой деятельности при участии в конкурсах и выполнении конкурсных заданий, если участие работника в конкурсе определено как конкретное задание работодателя.
В этом случае по закону, а именно, в соответствии со статьей 1370 Кодекса, исключительные права на все служебные РИД принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное. Работодатель имеет право на получение охранного документа на служебный РИД, на установление режима коммерческой тайны в отношении РИД, на отчуждение права на получение охранного документа другому лицу, на предоставление права использования РИД другому лицу и на использование такого результата любым не противоречащим закону способом.
С каждым работником, должностные обязанности которого предусматривают творческую деятельность, организация-работодатель заключает договор (контракт), положения которого должны определять условия, порядок создания и использования созданных РИД.
Договор, в частности, должен содержать обязательство работника письменно информировать работодателя о каждом созданном в ходе работы охраноспособном результате. (Это обязательство предусмотрено пунктом 4 статьи 1370 Кодекса). Работникам, уже состоящим к моменту вступления в силу новой редакции Кодекса в трудовых отношениях с работодателем, должно быть предложено заключить дополнение к трудовому договору, регулирующее вопросы создания и использования объектов исключительных прав.
Информируя работодателя о создании способного к правовой охране РИД, автор представляет в соответствующее уполномоченное подразделение организации, занимающееся вопросами интеллектуальной собственности (патентную службу), следующие материалы:
-
заявление о создании служебного или созданного по личной инициативе РИД, способного к правовой охране;
-
краткое техническое описание РИД (сущность, сравнение с лучшими известными аналогами, преимущества, сведения о предполагаемом использовании), для программ для ЭВМ или базы данных – сведения о созданном объекте; в описании ноу-хау должны быть приведены его существенные признаки, совокупность которых необходима и достаточна для получения ожидаемого от его использования результата;
-
сведения о договоре на НИОКР, при выполнении работ по которому получен РИД.
Поскольку на малом предприятии, как правило, нет патентных служб, то должен быть определен работник, в обязанности которого входила бы регистрация полученных материалов на предположительно охраноспособный РИД с указанием даты их получения. Дата регистрации материалов является датой уведомления автором работодателя о получении РИД, способного к правовой охране. Копия заявления с проставленной датой регистрации выдается автору. Последующие действия по процедуре рассмотрения (патентные исследования, определение патентоспособности РИД, возможного объекта интеллектуальных прав, целесообразности его патентования в РФ и за рубежом или сохранении в режиме коммерческой тайны в качестве ноу-хау) представленных работником материалов может проводиться как собственными силами МСИП, так и с привлечением услуг патентных поверенных или специализированных организаций.
Процедура установления обладателя прав на созданный результат интеллектуальной деятельности
Существо данного этапа проведения работ заключается в информировании сторон договора и заинтересованных лиц о факте создания охраноспособного результата, проверки соблюдения сторонами предписанных законом сроков принятия решений, касающихся закрепления прав, и установления на этом основании обладателя прав на созданный объект исключительных прав.
Процедура выполняемых организацией-работодателем действий зависит от распределения прав на созданный охраноспособный результат.
Для результатов работ, созданных по договорам или контрактам, действуют следующие законодательные нормы.
Права на РИД, созданные при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, в том числе на объекты, способные к правовой охране, могут принадлежать как заказчику, так и исполнителю работ, или заказчику и исполнителю одновременно. При этом под исполнителем имеется в виду организация, являющаяся исполнителем работ по договору, которая для автора-создателя охраноспособного РИД, является работодателем.
В случае выполнения работ по государственным контрактам интересы и правомочия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования представляет государственный заказчик. При этом в соответствии с нормами закона и/или условиями государственных контрактов права на РИД могут принадлежать:
-
организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю, он же работодатель);
-
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик;
-
совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.
Таким образом, можно выделить следующие случаи:
(А) права на результаты работ принадлежат организации-исполнителю работ, т.е. работодателю;
(В) права на результаты работ принадлежат заказчику или Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;
(С) права на результаты работ принадлежат заказчику и исполнителю совместно, или Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и организации – исполнителю работ совместно.
В случае (А), когда права на созданные РИД принадлежат организации-работодателю, руководитель МСИП с учетом мнения патентного поверенного или другого лица (патентной службы какой-либо организации), принимает решение о получении на него охранного документа, о сохранении в качестве ноу-хау или о возможном отчуждении права на данный РИД третьим лицам.
При выполнении работ по государственному контракту работодатель информирует государственного заказчика о созданном охраноспособном результате, если это предусмотрено условиями государственного контракта. В течение четырех месяцев подается заявка на получение патента на объекты патентного права на имя работодателя или принимается решение о сохранении этих сведений в тайне (охрана в режиме коммерческой тайны), о чем информируются автор и государственный заказчик.
Конкретные сроки рассмотрения заявления автора о создании программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и принятия решения о форме их правовой охраны законом не установлены. Они могут быть введены внутренними нормативными документами МСИП и не должны превышать аналогичные сроки, установленные для объектов патентного права. По закону регистрация программ для ЭВМ и баз данных осуществляется по желанию правообладателя. Однако наличие государственной регистрации не только упрощает процедуру лицензионной передачи прав при введении этих объектов в хозяйственный оборот, но и обеспечивает возможность предоставления права на их использование для государственных нужд в случае выполнения работ по государственным контрактам.
Автор должен быть извещен о принятом решении в отношении созданного им РИД в срок не позднее 4-х месяцев с даты уведомления им работодателя о получении результата, способного к правовой охране. Если в указанный срок работодатель не примет соответствующего решения, то право на получение патента на объект патентных прав переходит работнику (автору).
В зависимости от принятого решения в отношении созданного РИД, работодатель или осуществляет их регистрацию в Роспатенте, или принимает меры для сохранения этих объектов в тайне (охрана в режиме коммерческой тайны). О намерении осуществить определённые действия по правовой охране созданных результатов информируются автор и государственный заказчик.
Исключительное право на секрет производства (ноу-хау) принадлежит исполнителю, и в отношении него вводится режим коммерческой тайны.
В случае (В) когда права на результаты работ принадлежат заказчику или Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, руководитель МСИП (организации-исполнителя (работодатель) незамедлительно информирует заказчика или государственного заказчика о созданном охраноспособном результате, а также сообщает об этом автору.
Заказчик работ по договору, которому принадлежат права на созданные результаты, как правило, осуществляет все действия, связанные с правовой охраной созданных результатов, получением охранных документов на свое имя и/или введением режима коммерческой тайны на своём предприятии самостоятельно, с привлечением к проведению указанных работ автора.
Если же результаты работ подлежат закреплению за Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием государственный заказчик должен принять решение о получении охранных документов на созданные РИД или решение о сохранении сведений в тайне. Если государственный заказчик в течение установленного законом шестимесячного срока (п.2 ст. 1373 Кодекса) не подаст заявку на получение патента, право на получение патента переходит МСИП, руководитель которого принимает решение о форме и порядке правовой охраны и сообщает об этом государственному заказчику и автору. Для программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем срок принятия решения не установлен.
Случай (С) определяет совместное обладание сторон договора или контракта правами на результаты работ. Если права на результаты работ принадлежат заказчику и МСИП совместно или Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и МСИП совместно, руководитель МСИП информирует заказчика (государственного заказчика) о создании охраноспособного РИД и направляет ему предложения о возможном распределении прав и предполагаемой форме правовой охраны.
В сроки, установленные договором или государственным контрактом, эти предложения должны быть рассмотрены заказчиком (государственным заказчиком), а результаты рассмотрения и принятое решение доведены до сведения руководителя МСИП, о чем уведомляется автор.
Таким образом, информирование сторон договора и заинтересованных лиц о факте создания охраноспособного результата, анализ принятых ими решений и проверка соблюдения сторонами предписанных законом сроков принятия решений позволяет определить обладателя прав на созданный РИД. Подготовка материалов о патентоспособности РИД, предполагаемой форме правовой охраны, о возможном распределении долей сторон при совместном обладании правами, контроль за соблюдением установленных законом сроков, оформление соответствующих предложений в адрес сторон договоров (контрактов) и заинтересованных лиц осуществляется уполномоченным МСИП лицом, в качестве которого могут выступать работник МСИП, патентный поверенный и т.п., и является важнейшим этапом работ по осуществлению правовой охраны полученных результатов.
Оформление прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности
После того, как определён обладатель прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности, начинается процедура оформления и подачи заявок на выдачу охранных документов и регистрацию прав.
В случае выполнения работ по контракту или договору, согласно которому права на полученные результаты принадлежат исполнителю работ МСИП, последний производит их регистрацию в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, о чем информирует автора и государственного заказчика. Заявки на получение охранных документов оформляются на имя МСИП. В случае выполнения работ по контракту в соответствующей графе заявления отмечается, что данный результат получен в рамках выполнения работ по государственному контракту.
Если принято решение о сохранении этих объектов в тайне, руководитель МСИП обеспечивает необходимые меры для сохранения этих объектов в режиме коммерческой тайны.
При выполнении работ по контракту, порядок правовой охраны и использования прав на полученные результаты обычно определяется отдельным соглашением сторон, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта. Даже если права по государственному контракту принадлежат заказчику работ, обязанности по оформлению правовой охраны, как правило, возлагаются на исполнителя (МСИП). Поэтому, по указанию государственного заказчика, МСИП в соответствии с условиями контракта осуществляет процедуру правовой охраны и подает заявки на выдачу охранного документа на имя Российской Федерации. Введение и соблюдение режима коммерческой тайны в отношении полученных по контракту результатов также осуществляет МСИП, а распоряжение этими результатами осуществляется государственным заказчиком.
При совместном праве сторон на созданные по договору или контракту РИД, подачу заявок на выдачу патентов (свидетельств) осуществляет сторона, указанная в договоре, а при выполнении работ по государственному контракту, как правило, организация–исполнитель (работодатель), т.е. МСИП. Исключительное право на секрет производства (ноу-хау) принадлежит совместно исполнителю и заказчику (государственному заказчику, выступающему от имени Российской Федерации). Мероприятия по введению и соблюдению режима коммерческой тайны в отношении полученных по контракту результатов осуществляет как МСИП, так и заказчик (государственный заказчик).
Таким образом, МСИП осуществляет процедуру подачи заявок на получение охранных документов и их регистрацию в Роспатенте, практически по всем охраноспособным объектам, созданным работниками этого малого инновационного предприятия.
Необходимо указать на особенности, связанные с получением исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.
Как известно, исключительные права на созданные служебные программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем принадлежат работодателю по закону (ст. 1295, 1461 Кодекса), при наличии упоминавшегося выше соответствующего договора между работником и работодателем. Их государственная регистрация осуществляется МСИП, которое в дальнейшем может распоряжаться ими по своему усмотрению при соблюдении условий договоров и контрактов. Если же по договору с работодателем (МСИП) исключительные права на такие объекты принадлежат автору, или же договор о распределении прав на созданные результаты между автором и МСИП вообще отсутствует, то при проведении всех работ по договору или по контракту МСИП вынуждено приобрести эти права у автора.
Такая необходимость возникает при создании РИД по договору заказа, когда права на созданные результаты принадлежат заказчику. В этом случае для передачи созданных результатов заказчику необходимо оформить передачу прав договором. В принципе возможно заключение договора на передачу результатов непосредственно между автором – создателем результата и заказчиком работы по договору. Однако в этом случае автор не имеет оснований для получения вознаграждения, поскольку все выплаты вознаграждения автору за создание РИД в соответствии с нормами Кодекса производит работодатель (МСИП). Это касается использования РИД работодателем, передачи исключительного права другому лицу, принятия решения о сохранении РИД в тайне и неиспользовании в установленный законом срок. Поэтому договор о передаче прав на созданный РИД автору следует заключать с работодателем.
Точно такая же ситуация возникает при проведении работ по договору, когда права на результаты работ могут принадлежать заказчику или третьим лицам. Для осуществления действий по передаче исключительных прав на созданные результаты работодатель, т.е. МСИП, должен иметь правоустанавливающие документы на эти объекты, оформленные на его имя. Для передачи автором прав МСИП требуется заключение договора.
В случае, если права на результаты работ по контракту принадлежат исполнителю (МСИП), государственный заказчик может потребовать предоставления указанному им лицу простой безвозмездной лицензии на использование этих результатов для государственных нужд (ст. 1298, 1373, 1464 Кодекса). Для осуществления этих действий работодатель, т.е. МСИП, должен иметь правоустанавливающие документы на эти объекты.
Если права на результаты работ по контракту принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель (МСИП) обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Для этого руководитель МСИП должен обеспечить процедуру приобретения прав на созданные результаты путём заключения договоров с авторами программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем об отчуждении исключительных прав для передачи их государственному заказчику. В этом случае МСИП по закону имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав.
Таким образом, наличие договора с работником о том, что исключительное право на все служебные РИД и право на получение охранного документа принадлежат работодателю, позволяет МСИП распоряжаться РИД для выполнения условий договоров и государственных контрактов. При отсутствии договора с работником о распределении прав на служебные РИД работодатель для выполнения условий государственных контрактов, должен заключать с авторами программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем договоры об отчуждении прав на созданные результаты.
Заключение договоров с авторами о приобретении прав целесообразно производить на этапе передачи материалов о созданных РИД руководителю МСИП для принятия им решения о получении на него охранного документа, о сохранении в тайне, охраны в качестве ноу-хау или о возможном отчуждении права на данный РИД третьим лицам.
Сохранение сведений о созданных результатах интеллектуальной деятельности в режиме конфиденциальности
В случае принятия решения о патентовании созданных охраноспособных РИД, на весь период с даты подачи автором заявления о создании такого РИД вплоть до предусмотренной федеральным законодательством публикации сведений о заявке, в отношении существа созданных результатов МСИП устанавливается режим конфиденциальности.
В случае принятия руководителем МСИП решения о сохранении созданных РИД в тайне, МСИП квалифицирует эти результаты как ноу-хау и принимает меры по обеспечению в отношении этого объекта режима коммерческой тайны.
Согласно статье 1465 Кодекса секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о РИД в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Применительно к научно-технической сфере в целом важное значение имеет возможность отнесения к ноу-хау, например, конструкторской и технологической документации и информации. Включение ноу-хау в число охраняемых РИД – объектов интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для его легального оборота.
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (с изменениями и дополнениями) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Таким образом, введение режима коммерческой тайны предполагает обеспечение режима конфиденциальности информации об охраняемых объектах. Такое же требование неявно предписывается и статьей 1467 Кодекса, где определено, что исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Для обеспечения конфиденциальности сведений о созданных РИД в МСИП должен выполняться комплекс правовых, технических и организационных мероприятий.
Правовые меры включают:
-
издание внутренних нормативных документов, определяющих содержание защищаемой информации и принимаемые меры защиты:
-
а) порядок отнесения информации к секретам производства (ноу-хау), порядок доступа и ознакомления с ней, порядок ее хранения и использования, сроки действия режима коммерческой тайны;
-
б) конкретный перечень конфиденциальной информации, которая относится к секретам производства (ноу-хау);
-
в) перечень лиц, имеющих право на ознакомление с конфиденциальной информацией, составляющей секреты производства (ноу-хау), и лиц, обеспечивающих ее сохранность.
Это может быть утвержденное руководством МСИП и введенное в действие положение (инструкция) об информации, в отношении к которой вводится режим коммерческой тайны, содержащее установленный на предприятии порядок отнесения информации к секретам производства (ноу-хау), оформления, хранения и использования этих сведений;
-
оформление обязательства работников о неразглашении информации, в отношении которой введен режим коммерческой тайны, в виде записей в текстах трудовых договоров или отдельных документов. Это относится ко всем лицам, кто состоит с обладателем такой информации в трудовых отношениях или имеет доступ к такой информации по другим основаниям. Если вопросы, связанные с секретами производства (ноу-хау), выносятся на рассмотрение коллегиальных органов управления малого инновационного предприятия, то каждого члена этих органов, участвующего в работе, следует письменно под расписку предупредить о том, что в ходе заседания будет раскрыта информация, в отношении к которой введен режим коммерческой тайны;
-
включение в договоры с контрагентами положений о неразглашении секретов производства (ноу-хау), сведения о которых передаются им в связи с выполнением договорных обязательств;
-
обязательство стороны, не обеспечившей в соответствии с условиями договора конфиденциальность переданной информации, возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором.
Технические меры по охране конфиденциальности, в частности, предусматривают физическое ограничение доступа лиц, не имеющих права на ознакомление с информацией, составляющей секреты производства (ноу-хау), к носителям данной информации. К техническим мерам относится также проставление на материалах грифа «коммерческая тайна» и реквизитов обладателя такой информации, оборудование рабочих мест средствами защиты информации, ознакомление с документами и материалами, содержащими сведения о секретах производства (ноу-хау), под расписку, учет лиц, пользующихся такими документами и материалами, использование систем, предотвращающих несанкционированное прослушивание телефонных разговоров.
Организационные меры должны быть направлены на обеспечение охраны сведений, содержащих секреты производства (ноу-хау), от несанкционированного раскрытия. Они предусматривают активную работу с кадрами по вопросам подбора, расстановки и воспитания в целях обеспечения сохранности такой информации, устранения излишнего раскрытия этой информации в ходе деловых переговоров, в рекламе товаров (работ, услуг), в процессе изготовления (выполнения, оказания), демонстрации объектов на выставках и в производственных условиях.
С учетом изложенного в каждой организации должна быть предусмотрена следующая система действий по обеспечению режима коммерческой тайны:
1. Должен быть определён и утверждён приказом руководителя МСИП перечень информации, составляющей коммерческую тайну. В этот перечень, в частности, должны быть включены сведения о существе всех созданных охраноспособных РИД, в том числе о ноу-хау.
2. Приказом руководителя МСИП должен быть утвержден порядок отнесения сведений, к категории сведений составляющих коммерческую тайну.
3. Приказом руководителя МСИП с учетом положений Федерального закона «О коммерческой тайне» должен быть утвержден порядок обращения сведений, составляющих коммерческую тайну, в организации.
4. Работодатель обязан обеспечить контроль за соблюдением такого порядка, в частности, вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
5. В целях охраны конфиденциальности информации руководитель МСИП обязан под расписку знакомить работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение.
6. Работодатель обязан обеспечить нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (полное наименование и место нахождения организации).
7. Работодатель обязан включать в трудовые договоры (контракты), заключаемые МСИП с работником, чьи трудовые функции связаны с использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, обязанность работника соблюдать конфиденциальность таких сведений, выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны и без согласия работодателя не использовать эту информацию в личных целях. Необходимо предусматривать в индивидуальных трудовых контрактах также обязанность работников не разглашать конфиденциальные сведения, ставшие им известными в силу служебного положения, в течение определенного срока после прекращения трудовых отношений.
8. Работодатель обязан создать работнику условия, необходимые для соблюдения режима коммерческой тайны, установленного работодателем.
9. Работодатель обязан вносить в текст выполняемых государственных контрактов и договоров на создание, передачу и использование научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг обязательства сторон по соблюдению режима конфиденциальности для сведений, относящихся к числу конфиденциальных. Перечень таких сведений определяется сторонами при заключении договора. Обязательства по соблюдению конфиденциальности могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к основному договору (контракту). Соглашение должно включать состав, объем и способы использования этой информации, а также способы её защиты и ответственность участников договора за ущерб, причиненный другой стороне разглашением конфиденциальной информации.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, содержащихся в вышеперечисленных пунктах 1-8.
Наряду с указанными мерами, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, а также другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя и одновременно обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Право авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов на вознаграждение
Материальное стимулирование авторов РИД – это наиболее существенный прямой экономический стимул изобретательской деятельности. Оптимальные размеры и сроки выплаты авторских вознаграждений в значительной мере определяют творческую активность и эффективность деятельности авторов – непосредственных создателей научно-технических достижений и, как следствие этого, - технический уровень и конкурентоспособность соответствующих технологий и промышленной продукции.
Это основной фактор, способствующий желанию и мотивации автора наиболее полным образом раскрыть работодателю информацию о созданном охраноспособном РИД, например, объекте патентных прав - изобретение, полезная модель и промышленный образец (далее – ОПП).
В связи с этим, очень важное значение приобретает правильное определение порядка и размера различного рода авторских вознаграждений, чтобы были соблюдены интересы всех участвующих сторон с учетом всевозможных факторов.
В соответствии с п.5 статьи 1246 Кодекса Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июня 2014 г. № 512 утвердило Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (далее – Правила).
Действие Правил не распространяется на случаи заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.
За создание служебного ОПП вознаграждение должно составлять 30 процентов средней заработной платы работника, являющегося автором служебного изобретения, за последние 12 календарных месяцев и 20 процентов средней заработной платы работника, являющегося автором служебной полезной модели, служебного промышленного образца, за последние 12 календарных месяцев, которая исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на такие изобретение, полезную модель, промышленный образец, либо на день принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.
Указанная выплата в зависимости от оснований возникновения права работника на вознаграждение осуществляется работодателем единовременно не позднее 2 месяцев со дня получения работодателем патента на ОПП, либо со дня принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо со дня передачи работодателем права на получение патента другому лицу, либо не позднее 18 месяцев с даты подачи заявки на получение патента на такие ОПП в случае, если работодатель не получил патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам.
За использование работодателем служебных ОПП работнику, являющемуся их автором, выплачивается вознаграждение в размере его средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев, в которых такие ОПП были использованы.
Вознаграждение выплачивается в течение месяца после истечения каждых 12 календарных месяцев, в которых использовались такие ОПП.
В случае предоставления работодателем иному лицу права использования служебных ОПП по лицензионному договору работнику, являющемуся их автором, выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов суммы обусловленного лицензионным договором вознаграждения.
Выплата вознаграждения работнику, являющемуся автором таких ОПП, осуществляется работодателем в течение месяца со дня получения им вознаграждения, обусловленного лицензионным договором, или части такого вознаграждения в случае, если лицензионным договором предусмотрена выплата в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
В случае передачи работодателем иному лицу права на получение патента или исключительного права на служебные ОПП по договору о передаче права на получение патента или договору об отчуждении исключительного права работнику, являющемуся автором таких ОПП, выплачивается вознаграждение в размере 15 процентов предусмотренного договором вознаграждения в течение месяца со дня получения работодателем указанного вознаграждения.
В случае если служебные ОПП были созданы совместным творческим трудом нескольких работников, являющихся соавторами таких ОПП, вознаграждение, распределяется между ними поровну, если соглашением между такими работниками не предусмотрено иное.
Если трудовые отношения между работником, являющимся автором служебных ОПП, и работодателем прекратили действие, обязанность работодателя осуществлять выплату вознаграждения сохраняется.
На защиту прав автора направлена статья 1406 Кодекса, которая предусматривает рассмотрение в судебном порядке, в частности, споров о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения автору ОПП.